За последние 2 года рынок кардинально изменился. Тенденции, которые начинали зарождаться, получили активное развитие или погибли. Мы начали жить в новой реальности. Компании и сотрудники прошли серьезную трансформацию и продолжают меняться.
С чем же нам придётся работать в 2022 году и на что стоит обратить внимание? Давайте посмотрим)
В 2021 году получили активное развитие сегменты рынка, которые планируют занять лидерство в связи с изменениями и новой реальностью.
Основные это:
1. Е-соm.
Карантин и переход оффлайн в онлайн. Если до начала карантина, рост рынка e-commerce был связан с естественным развитием (рост числа пользователей, увеличение покупательской способности, повышение уровня доверия к каналу и т д), то пандемия привнесла еще несколько факторов:
– ограничение доступа к оффлайн покупкам
– увеличение спроса на покупки продуктов питания с доставкой
2. Цифровые медиа.
Направление продолжает активное развитие с изменение подходов к восприятию информации, развитием онлайн технологий и ростом доли потребителей в лице новых поколений
3. Рост популярности маркетплейсов.
Разные товары, разные бренды, разные представители, оптимальная цена в одном месте.
В 2022 году, данные сегменты продолжат свое активное развитие, а также к ним присоединятся:
4. GameFi (Game (игра) и Finance (финансы)).
Это блокчейн-проекты, которые позволяют монетизировать игровой опыт. Независимо от новизны понятия, данное направление существует уже много лет, но такое активное развитие получило в последние 2 года.
5. Развитие социальной коммерции.
Продажи в социальных сетях напрямую, от Instagram до YouTube
6. Развитие компаний в направлении кибербезопасности.
В связи с развитием технологий и использование их в бизнесе, придёт осознанный подход к потреблению информации и безопасности данных.
7. IT.
Продолжит активное развитие во всех направлениях от коммуникационных систем до ПО для дата центров.
8. Ну и конечно же, не забываем про новое направление D2C.
Продажи напрямую от производителей конечному потребителю. На это повлияла персонализация продаж. Будущее за прямыми продажами, без посредников с усилением продаж, за счет экспертности и знания своего покупателя. И D2C сделай серым как те выделения.
Производители запускают свои интернет-магазины и размещают свои странички на маркетплейсах.
И как же эта новая реальность повлияет на рынок труда?
1. Дефицит специалистов с новыми компетенциями,
которые необходимы бизнесу в сегодняшнем мире. Оптимизация и трансформация, цифровые технологии, гибкость и готовность к изменениям и многое другое. Это очень актуальная и интересная тема, о которой я расскажу в следующем своем посте.
2. Основной метод привлечения кандидатов – сильный бренд работодателя.
На выбор кандидатов – все сильнее, влияет бренд. Бизнес со слабым брендом работодателя больше не сможет конкурировать на сложном рынке труда, заменив его привлекательным компенсационным пакетом.
3. Экологичность и здоровье, физическое и психологическое.
Это основа подходов к удержанию сотрудников.
4. Гибридный формат работы.
Все еще развивается и набирает обороты, хотя эксперты и исследования уже начинают утверждать, что он перестает быть эффективным и влияет на результаты в глобальной долгосрочной перспективе.
5. Развитие AI.
Искусственный интеллект продолжает активно занимать свое место в HR. Автоматизация процессов найма, оценки, обучения персонала и других, набирает обороты. Ускорение процессов на первом месте.
6. Развитие старых и новых методов удержания сотрудников.
Забота, поддержка, менторство, партнерство, развитие. Уже стало must have для большинства компаний, но продолжает укреплять свои позиции и завоевывать рынок.
7. Дистанционный онбординг.
С удаленной работой и гибридным графиком, продолжает свое развитие и дистанционная адаптация сотрудников.
8. Персонализация в мотивации сотрудников.
Компании уходят от комплексных подходов в построении компенсационной и мотивационной системы, и переходят к персональным пакетам, для разных категорий и отдельных сотрудников.
9. Обучение:
– Персональный подход
– Микс разных форматов
– Глубокие и длительные программы
– Развитие soft skills
10. Дефицит кадров, связан:
– С новыми компетенциями
– С повышенной требовательностью работодателя, связанной с осознанным подходом и ответственностью перед бизнесом
– С размытием границ. Удаленная работа расширила возможности кандидатов, дав им свободу рассматривать вакансии во всем мире.
Теперь работодатели конкурируют не только с внутренним рынком, но и с компаниями всего мира.
– Рост активности работодателей и усиление «Рынка кандидатов».
Компании возобновили поиск сотрудников, который был приостановлен с началом пандемии, компании активно развивают новые направления и в связи с этим расширяют команды, а также проводят усиление команд в связи с новыми целями и задачами бизнеса.
11. Подбор на основании данных.
Поиск кандидатов с помощью исследований и анализа внутренней информации и рынка.
Есть несколько инструментов, которые получают активное развитие:
– Алгоритмы, основанные на AI. Анализ поиска, анализ резюме, расшифровка данных, оценка на основании профиля, как внутренних, так и внешних кандидатов
– Аутсорсинговые исследовательские компании, на основании вашего запроса, предоставят подробную информацию, о том, где именно искать ваших кандидатов
– Сбор и анализ внутренних данных на основании истории поиска за весь период работы компании
12. Подбор персонала внутри компании.
Кадровый резерв это точно не ново, но в 2022 году найм персонала внутри, получит новую жизнь и активное развитие
13. Эффективные бенефиты:
– Гибридная работа;
– Персональный подход к компенсационному пакету (льготы по потребностям)
Не зря в 2021 году компании активно внедряли кафетерий льгот)
Рынок не стоит на месте и чтобы компаниям получить возможность быть конкурентными на рынке труда, нужно очень постараться.
Старые подходы уже не работают, гибкость и скорость изменений, то, что спасет бизнес от потерь и даст возможность активно расти.
Елена Душина, Managing Partner
Consult Business Partner